Дмитрий Сероухов — о том, почему компания закрыла внутренние рейсы, по какому принципу будет открывать новые направления и конкуренции на рынке
В прошлом SkyUp Airlines активно развивала сеть внутренних маршрутов. Помимо привычных рейсов из столицы, например, в Одессу или Львов, перевозчик выполнял полеты между региональными аэропортами. Как оказалось, в этом году в расписании авиакомпании нет ни одного внутреннего маршрута. О том, почему SkyUp отказалась от таких полетов, как перестроила модель полетов в ЕС, а также о перспективах эксплуатации самолетов «Антонова» MINTRANS рассказал руководитель авиакомпании Дмитрий Сероухов.
— Как компания пережила 2020 год?
— Это был самый сложный за недолгую историю нашей компании год, хотя в чем-то и очень полезный. Нам пришлось на 10% сократить персонал и значительно оптимизировать полетную программу. По сути, мы не смогли запустить обширную полетную программу, которую планировали на 2020 год.
Весь год мы подстраивались под существующие ограничения. Провели реконфигурацию некоторых пассажирских самолетов в грузовые. Начали полеты в Танзанию. Изначально мы не рассматривали эту страну, но она оказалась одной из немногих, открытых для украинских туристов в прошлом году. Думаю, в 2021-м мы даже продлим на лето эти рейсы.
Читайте также: В Украине запускается новая лоукост-авиакомпания — чем она будет отличаться от конкурентов?
По итогам 2020-го мы перевезли примерно на 500 тыс. меньше пассажиров, чем годом ранее. Можно сказать, что сейчас мы работаем где-то на 15-20% от нашей потенциальной мощности.
— При этом, судя по системе бронирования, уже весной вы планируете активно летать в ЕС. Вы уверены, что ограничения снимут так быстро?
— Испания, Кипр и Грузия уже объявили, что планируют открыть границы. Я рассчитываю, что вскоре мы увидим эффект домино: европейские страны одна за другой станут открывать границы и к летнему сезону большинство направлений будут доступны. В ряде стран ЕС туризм занимает более 10% от ВВП и до карантина этот сектор был одним из самых быстро развивающихся. Так что для многих стран важно как можно быстрее снять ограничения.
Пока сложно давать прогноз на весь год, но мы уверены, что наш пассажиропоток будет выше 2020 и 2019 годов. Рассчитываем перевезти не менее 2 млн пассажиров в этом году, а в перспективе — выйти на 6 млн пассажиров в год. Могу сказать, что на 2021-й мы готовим обширную полетную программу и немного иначе будем подходить к открытию рейсов.
— Как именно?
— Мы будем открывать рейсы сразу в несколько городов в одной стране. Пассажир сможет прилететь, к примеру, в город на севере, попутешествовать и улететь из аэропорта на юге. По такой модели мы уже открываем рейсы в Чехию: из Киева можно будет полететь в Прагу, Пардубице, Брно или Остраву. По такому же принципу откроем рейсы в Германию.
Из новых направлений на 2021 год — Мальта и Дания. Рассматриваем также Нидерланды и несколько городов Северной Европы, но по этим направлениям пока нет четких планов.
— То есть по количеству европейских маршрутов вы хотите потеснить на рынке ЕС крупную украинскую авиакомпанию МАУ?
— Мы не сравниваем свою карту маршрутов с другими перевозчиками. Скорее ориентируемся на наши возможности, интересы потребителя, спрос и динамику продаж. Если мы видим интересный маршрут, но понимаем, что там уже есть сильный перевозчик и трафика недостаточно, рассматриваем соседние аэропорты. Так, например, произошло с польским Краковом. Там база Ryanair, так что открывать полеты туда было бы глупо. Поэтому мы запланировали рейсы в чешскую Остраву, которая расположена недалеко.
Кроме того, у МАУ хабовая модель, а мы летаем point-to-point. Но если можем предложить удобную стыковку транзитным пассажирам, загрузив дополнительно на 15-20% свой рейс, мы это сделаем.
— Как вы относитесь к конкуренции с Bees Airline — авиакомпанией, которую развивает бывший руководитель SkyUp Евгений Хайнацкий?
— Мы поддерживаем здоровую конкуренцию, ведь от нее выиграют пассажиры. Чем больше авиакомпаний, тем быстрее развивается рынок, появляются новые продукты и интересные тарифы.
Читайте также: Глава МАУ Евгений Дыхне: “Сейчас компания ужимается, чтобы стать более гибкой”
Сложнее говорить о конкуренции с европейскими перевозчиками. Ведь они не создают ничего полезного на украинском рынке. Налоги платят за границей, персонал нанимают там же — они развивают рынок в своей стране, а не в Украине. К нам прилетают «пропылесосить» рынок, и все.
— Раньше SkyUp Airlines активно развивал внутренние рейсы. Но сейчас их в расписании нет. Вы уходите с внутреннего рынка?
— Летом прошлого года, после обещаний властей отменить НДС на внутренних рейсах и акциз на авиатопливо, мы запустили программу внутренних рейсов. Но обещания не были выполнены, а наш пассажир не готов платить за билеты на внутренние рейсы дороже 500-800 гривен. Сейчас мы не можем себе позволить дотировать внутренние рейсы.
— А что говорят власти, будет ли отменен акциз и НДС?
— Пока результатов нет. Только разговоры.
— Недавно Windrose потребовала в суде вернуть ей частоты на полеты Киев – Стамбул, которые сейчас использует SkyUp. Суд первой инстанции принял решение в пользу Windrose. Как вы это прокомментируете?
— Готов комментировать негативно, но выдержу паузу. Разве эти частоты — собственность Windrose? Нет, они принадлежат государству. Windrose когда-то получила эти слоты, но не использовала их. Государство выдает разрешения, чтобы повышать мобильность граждан и развивать экономику. Компания, которая имеет, но не использует слоты, нарушает интересы государства и украинских граждан. SkyUp частоты нужны не для того, чтобы удерживать их, а чтобы летать.
— Как вы можете прокомментировать постоянные слухи о возможном банкротстве SkyUp? Можете развеять их, назвав финансовые показатели компании?
— Мы пока не публикуем финансовые показатели, но планируем начать. Что касается слухов, я не слышал, чтобы говорили о возможном банкротстве именно SkyUp Airlines.
— А как насчет решения Барышевского суда, который постановил приостановить полеты SkyUp? Чем закончилась эта история?
— Судя по истории с частотами на Стамбул, раньше против нас играли анонимно, а теперь уже никто не прячется. Мы выиграли «барышевский» судебный процесс. Судью уволили. Сейчас принимается решение о назначении наказания судье. То есть, если коротко: мы летаем, а судья больше не работает.
Читайте также: В Украине запускается новая лоукост-авиакомпания — чем она будет отличаться от конкурентов?
— Является ли семья Альб единственным владельцем компании? Не было ли и не планируется ли изменение структуры акционерного капитала?
— Мне о таких планах ничего неизвестно. На сегодня в составе акционеров и менеджеров авиакомпании нет изменений.
— Как сейчас выглядит парк самолетов у SkyUp и планируете ли расширять его в этом году?
— Сейчас у нас 11 самолетов — столько же, сколько было до пандемии. 12-й самолет мы не взяли из-за падения спроса в кризис, но он закреплен за нами у лизингодателя. Мы точно не планируем сокращать флот. В 2021 году хотим взять еще 5-7 самолетов.
— Это будут дальнемагистральные самолеты?
— Никогда не говори «никогда», но пока что дальнемагистральные суда мы не планируем брать. Причин много. Во-первых, я не вижу у нас в стране достаточного спроса, чтобы мы могли загрузить такие самолеты. Во-вторых, если мы берем один дальнемагистральный, то нужно сразу брать резервный, нанимать отдельных специалистов, обеспечить дополнительный склад запчастей. То есть фактически — выстраивать рядом с существующей еще одну авиакомпанию. Я не думаю, что сейчас правильное время для этого.
— Власти хотят создать новую авиакомпанию с парком самолетов «Антонова». Не предлагали ли вам взять в лизинг такие самолеты?
— Если «Антонов» сможет предложить конкурентоспособный самолет, почему бы и нет. Мы украинский перевозчик, «Антонов» украинский авиапроизводитель — для нас было бы честью работать на их самолетах. Лишь бы это вписывалось в рамки экономики.
Но это не так просто. Финальная стоимость рейса должна быть конкурентоспособной по сравнению с другими подобными самолетами. Кроме того, «Антонов» должен предложить полноценное техническое обслуживание. Если самолет поломается, чем мы сможем его заменить? Если застрянет в другой стране, кто полетит ремонтировать? Есть ли сертифицированный персонал на технических станциях в тех странах?
— SkyUp также подписал контракт на поставку пяти новых Boeing 737 MAX в 2023 году. Эти планы в силе?
— Да. Мы уверены в безопасности Boeing 737 MAX и планируем оперировать самолетами данного типа. Все технические проблемы с этим самолетом уже в прошлом. США, а затем и Европейский регулятор по авиабезопасности разрешили коммерческую эксплуатацию самолетов Boeing 737 MAX.
— Недавно вы увеличили норму бесплатного провоза ручной клади с 7 до 9 кг. Многие авиакомпании, наоборот, уменьшают ее. Как это влияет на экономику полетов?
— Это систематизация наших бизнес-процессов. Раньше можно было провозить 7 кг ручной клади, плюс личные вещи, например рюкзак. Это увеличивало время посадки пассажиров, а мы как лоукостер ориентированы на максимально быстрый разворот воздушных суден в каждом аэропорту. Поэтому мы предложили пассажирам увеличенный объем ручной клади и рассчитываем, что они будут использовать одну сумку в ручной клади.
— В мире уже есть первые авиакомпании, которые запускают COVID-паспорта – мобильные приложения, где указываются данные о вакцинации против COVID-19. У вас есть такие планы?
— Нет. Мы пока не планируем этого делать. Я надеюсь, что мир не придет к тому, что такой паспорт будет обязательным. Но, наверное, некоторое время надо будет иметь при себе результаты ПЦР-теста.
— Многие авиакомпании переоборудовали свои самолеты для перевозки вакцин от COVID-19. Есть ли у вас такие планы?
— Нам еще не поступали подобные запросы. Но SkyUp готов предоставить такую услугу. Мы были первой авиакомпанией в Украине, которая получила от Госавиаслужбы согласование на изменение технической документации в вопросе перевозки на бортах самолетов большого количества сухого льда. Он необходим для транспортировки вакцин.