Глава совета директоров аэропорта «Киев» — о том, почему столичный аэропорт нуждается в срочном удлинении ВПП
Столичные власти решили реконструировать аэропорт «Киев». В ближайшие десять лет без удлинения взлетно-посадочной полосы авиаузел может лишиться многих авиакомпаний. Перевозчики переходят на новые типы самолетов, которые пока что не может принимать столичный аэропорт. О том, когда стартует реконструкция аэродрома, сколько она будет стоить и какие варианты привлечения инвестиций рассматриваются, в интервью MINTRANS рассказал глава совета директоров Международного аэропорта «Киев» имени И. Сикорского Денис Костржевский.
- В ближайшее время Международный аэропорт «Киев» планирует провести реконструкцию. В чем она будет заключаться?
- В течение 2021–2023 годов коммунальное предприятие намерено реконструировать аэродром, который находится в собственности города и эксплуатантом которого является КП. Главным элементом будет удлинение взлетно-посадочной полосы на 460 метров. Кроме того, укрепим имеющуюся полосу, поменяв покрытие с цементно-бетонного на бетонное. Также модернизируем светосигнальное оборудование, реконструируем рулежные дорожки. В результате аэропорт сможет принимать новые типы самолетов Airbus A330. А Airbus A321, на который постепенно переходит наш основной клиент – авиакомпания Wizz Air, и который мы принимаем с ограничениями, сможем обслуживать уже без ограничений. Также мы сможем принимать самолеты в худших погодных условиях, чем сейчас разрешено.
Реконструкция аэродрома будет проводиться до конца 2023 года. В 2021 году планируем подготовить проектную документацию. В 2022 году без остановки полетов будут реконструированы рулежные дорожки. А в 2023 году аэропорт остановит прием самолетов на 8–9 месяцев, чтобы реконструировать ВПП.
- Давайте сразу уточним про Wizz Air. Она недавно объявила о старте полетов по новому рейсу из «Борисполя» в Абу-Даби. Перевозчик будет выполнять полеты только по одному маршруту из «Борисполя» или он полностью уходит из «Киева»?
- Wizz Air точно уйдет из «Киева», если мы не модернизируем аэродром. Wizz Air планирует к 2024–2025 годам полностью поменять свой парк самолетов на Airbus A321. Когда они перейдут на такой тип воздушных судов, то они не смогут выполнять к нам полеты, поскольку имеющаяся длинна нашей ВПП не позволяет им летать к нам на таких самолетах с полной загрузкой.
Мы получаем от Wizz Air письма с таким напоминаем уже несколько лет. Сейчас мы пришли к критической точке и обратились к городским властям – либо мы реконструируем аэропорт, либо закрываем его. Нас устраивает оба варианта. Если закрываем аэропорт, то на его месте через три года появятся высотки. Но городские власти сказали нам, что они будут сохранять аэропорт. В таком случае надо делать реконструкцию.
Сейчас Wizz Air занимает в структуре нашего пассажиропотока 62%. Но это не значит, что мы хотим реконструировать аэродром только под этого перевозчика. На новые типы воздушных судов переходит не только Wizz Air, но и многие другие авиакомпании. Самолеты Airbus A321 или Boeing 737-900. На них будут летать большинство авиакомпаний в ближайшие десять лет, поскольку они более экономичны и менее шумные. Но такие воздушные суда мы пока что не можем принимать.
- Сколько инвестиций необходимо вложить в реконструкцию?
- По предварительным подсчетам, необходимо $100-200 млн. Но точная сумма будет известна после того, как будет подготовлена проектная документация. Городские власти разрешили коммунальному предприятию потратить 15 млн грн на проведение разработки проекта реконструкции аэродрома. К сожалению, два тендера не состоялись из-за отсутствия достаточного количества желающих компаний принять в них участие. Наверное, это произошло из-за небольшой суммы на проведение разработки проектных работ. Сейчас мы проводим по этому поводу консультации с проектными организациями. После этого объявим третий тендер.
- Эта полоса принадлежит Киеву? Разве у мэрии столицы есть средства на ее реконструкцию?
- Киевские власти утверждают, что у них есть такие средства. Они возьмут деньги либо из городского бюджета, либо через банк. Альтернативный вариант – привлечь средства из госбюджета. В таком случае государство через Укринфрапроект проинвестирует данный проект. Но минус этого варианта для города в том, что в таком случае Киев должен будет передать ВПП на баланс Укринфрапроекта или его предприятия «Фининпро». Но это нереально, поскольку городские депутаты не проголосует за такую передачу.
Рассматривался еще третий вариант – передать аэродром в концессию частной компании.
- «Мастер-Авиа» готова взять в концессию полосу и вложить такие инвестиции? Насколько я понимаю, сейчас «Мастер-Авиа» только арендует земли возле аэродрома, на которых построены терминалы?
- Эти инвестиции нереально отбить. Даже $100 млн. Дохода от полосы не хватит даже на обслуживание процентов по такому займу. Украинские банки готовы сейчас выдавать валютные кредиты под 5-6% годовых. То есть, нам только $5-10 млн надо будет каждый год тратить на проценты при условии получения кредита в $100-200 млн.
Давайте посчитаем на примере нынешнего эксплуатанта аэродрома. При пассажиропотоке в 1 млн человек доходы коммунального предприятия, которое сейчас управляет аэродромом, составляют $30 млн. Но это только доходы. А расходы где-то $20 млн. То есть при получении кредита на $200 млн разницу между доходами и расходами в $10 млн надо будет платить только за проценты. А тело кредита как возвращать?
- Если это неокупаемая инвестиция, то зачем городу такой проект?
- А зачем город вкладывает в ремонт дорог, строительство мостов? Это тоже невозвратные средства. Городской бюджет – это не коммерческая организация. Это налоги, которые собираются со всех нас. После этого они направляются на различные инфраструктурные, образовательные, военные цели, чтобы налогоплательщикам комфортнее жилось. У таких проектов нет цели заработать.
- Правильно я понимаю, что в связи с не окупаемостью таких инвестиций вопрос с передачей аэродрома в концессию снят с повестки дня?
- Нет, он не снят. Этот вопрос будет рассматриваться как один из элементов привлечения финансирования после того, как будем точно знать сколько надо денег на проект. Ведь, возможно, проект будет стоить меньше - $80 млн.
- По сути, сейчас никому нет смысла брать аэродром в концессию, кроме «Мастер-Авиа»?
- А что тут плохого? Но я выступаю за то, чтобы концессионный конкурс проводился максимально прозрачно с привлечением международного советника. Чтобы он помог найти потенциальных участников из-за границы. Разошлем им предложение, чтобы увидеть есть ли желающие взять аэродром в концессию.
Кроме того, необязательно, чтобы в этот проект вкладывался только один участник. Есть вариант и совместного инвестирования. Например, в реконструкцию перрона вложится концессионер, в удлинение полосы – государство, а в реконструкцию рулежных дорожек – город. Есть масса комбинаций.
- Если аэродром возьмет в концессию другая компания, то за счет чего она сможет попытаться отбить свои инвестиции?
- За счет одного из трех аэропортовых сборов, ставки которых устанавливает Министерство инфраструктуры, а именно, за счет сбора за взлет-посадку. Сейчас он составляет $14 за тонну взлетной массы. Он уходит эксплуатанту на компенсацию за обслуживание и реконструкцию аэродрома.
- Поскольку мы коснулись ставок, которые устанавливает Мининфраструктуры, не могу не спросить о ситуации, которая сложилась в столичном регионе. Сейчас ставка за аэронавигационное обслуживание для авиакомпаний, которые выполняют полеты в «Борисполь» намного ниже, чем в «Киев». Правильно я понимаю, что это одна из причин, почему авиакомпании уходят из вашего аэропорта?
- Да, ранее было принято абсолютно дискриминационное решение Министерством инфраструктуры, по которому такой сбор для «Борисполя» составляет порядка $200, а для всех остальных украинских аэропортов – около $500. Это возмутило всех. По нашей информации, МИУ готовит приказ, который уравняет ставки для авиакомпаний, которые летают в аэропорты «Борисполь» и «Киев».
Но разница в ставках не являлась причиной перехода авиакомпаний из «Киева» в «Борисполь». Как минимум, нам это перевозчики не озвучивали. Возможно, это было каплей, которая переполняла чашу. Но не факт.
- Правильно я понимаю, что поскольку принято решение о реконструкции аэродрома, то вопрос переноса аэропорта «Киев» в другое место в столичном регионе снят с повестки дня? Ранее обсуждался такой проект.
- Для меня да. Я не вижу для этого перспективы. Это была моя идея перенести аэропорт, но мы не нашли подходящего участка. Когда-то возле Обухова было зарезервировано место под перенос аэропорта. Но примерно лет 15 назад кто-то из чиновников отказался от такого проекта. После этого эти зарезервированные земли были распаеваны.
Таким образом, на сейчас нет участка земли на 300-400 га, который может быть передан единым комплексом для переноса аэропорта.
Мы уже не раз анализировали возможные варианты, в том числе аэродромов возле Василькова или Гостомеля. Они достаточно зажаты вокруг другими застройками, распаеванными участками. К тому же, например, аэродром Гостомеля даже меньше, чем у нас, хотя там длиннее ВПП.
Мы нанимали даже иностранных консультантов для поиска участка. Мы проанализировали более 60 площадок в радиусе 60 км от Киева, которые могли потенциально подойти под аэродром. Это были даже старые аэродромы сельхозхимии.
- Судя по практике реконструкции аэропортов в Украине, озвученные вами планы по реконструкции аэродрома в Киеве за 8-9 месяцев, малореалистичны. Вам не кажется, что можете не успеть за такой срок провести все работы?
- Кажется. Но у нас нет другого варианта. Если мы не успеем за 9 месяцев, то мы уйдем в зиму, когда сложно проводить работы по реконструкции. А это плюс примерно 4-5 месяца простаивания аэродрома. После этого необходимо какое-то время для достройки. В совокупности, в таком случай реконструкция аэродрома будет проходить примерно два года. Но после двух лет простаивания предприятие не сможет возобновить свою деятельность. Банально, сотрудники просто разойдутся по иным работам.
Поэтому за следующие два года мы должны накопить достаточную сумму средств, чтобы прожить девять месяцев простаивания.
- Каковы финансовые результаты деятельности аэропорта за 2020 год?
- Я не хочу говорить о цифрах. Но понятно, что мы находились в глубочайшей депрессии. К нам практически никто не летал девять месяцев, из которых три месяца мы вообще не работали. Наши чиновники запретили выполнять полеты во все аэропорты, кроме «Борисполя». Мы просили, чтобы разрешили к нам хоть какие-то полеты, чтобы платить зарплаты сотрудникам. Но не разрешили. Но вместе с тем нас обязывали платить каждый месяц 2,5 млн грн налога на землю.
- Почему тогда по итогам 2020 года аэропорт «Киев» уступил второе место в рейтинге украинских аэропортов по пассажиропотоку аэропорту «Львов»?
- Потому что пока мы стояли, правительство уже разрешило полеты во «Львов».
- Каковы ваши ожидания на 2021 год?
- По итогам 2021 годы мы планируем обслужить на вылет порядка 800 тыс. пассажиров. Это намного больше, чем в прошлом году, когда этот показатель составил 350 тыс. пассажиров. Но все равно плановый показатель на текущий год в полтора раза меньше результата за 2019 год.
- Вы очень много лет занимаетесь аэропортовым бизнесом. Нет ли у вас желания уйти из этого бизнеса или, наоборот, сделать новый рывок, например, построить терминал в еще одном украинском аэропорту, допустим, в Мукачево? Там сейчас правительство хочет построить авиаузел.
- Я не вижу перспектив. Ранее мы, компания «МАСТЕР-АВИА», построили терминалы в «Киеве», потратили на это кредитные $100 млн. Но до сих пор не рассчитались по этому займу. Мы должны еще $25,5 млн. И это при том, что ранее мы занимали второе место в Украине по пассажиропотоку. Я не понимаю, как можно инвестировать в терминал в том же Запорожье, чтобы рассчитывать на его быструю окупаемость.
- В таком случае нет желания выйти из этого бизнеса?
- Я не могу, пока не выплачу кредит.
- Не готовится смена акционеров компании «Мастер-Авиа»?
- А кто возьмет предприятие с убытками, непогашенным кредитом и туманными перспективами?
- Какие новые авиакомпании могут зайти в «Киев» в ближайшее время?
- Я не могу озвучивать названия. Но мы сейчас ведем активные переговоры с примерно 20 авиакомпаниями. А всего общаемся с 40 перевозчиками.