Юлия Гришина о том, почему народные депутаты требует уволить руководство УЗ
В минувшую пятницу Временная следственная комиссия (ВСК) Верховной Рады по вопросам проверки и оценки состояния Укрзалізниці признала работу руководства компании неудовлетворительной. ВСК требует сменить и.о. главы компании, набсовет и правление. В интервью MINTRANS глава ВСК Юлия Гришина объясняет, почему комиссия не расследует работу предыдущих руководителей УЗ и кто теперь должен возглавить компанию.
- Какие данные оценивала комиссия, по каким критериям работа руководства была признана неудовлетворительной?
- Мы анализировали официальные данные об убытках за прошлый и текущий год, а также информацию из других источников, в том числе из правоохранительных органов и органов статистики.
Результаты работы по всем направлениям неудовлетворительные. Предприятие находится в катастрофической ситуации. Например, сейчас уже зарплаты сотрудникам выплачиваются из кредитных средств.
Одним из основных возможных решений в данной ситуации является, конечно, смена руководителей предприятия. На заседании ВСК у нас не было ни одного представители от Мининфраструктуры или Укрзалізниці, кто дал был бы хотя бы один внятный ответ по какому-либо вопросу.
- По Вашему мнению, какие основные ошибки допустили именно набсовет, а какие правление?
- У нас есть основные результаты. Там минус. В то же время конкретные ошибки пока выясняем. Это большой кусок работы. Пока могу назвать основные ошибки – это коррупция и непрофессионализм. Все вместе это привело к тому, что предприятие не развивается.
- Предыдущего руководителя компании Владимира Жмака уволили после обвинений ВСК. Но этот менеджер не успел поработать даже год. По сути, он не успел показать свою результативность…
- На самом деле эти два решения просто совпали по времени. Тогда мы не требовали увольнений, а лишь обсуждали вопросы компетентности и результаты работы. Вопрос об увольнении Жмака не стоял в принципе. Хотя, возможно, это обращение как-то повлияло на решение Кабмина.
А вот по итогам заседания 30 апреля мы уже ставим вопрос увольнении. Украина теряет стратегическое предприятие. Ситуация вышла из под контроля и мы считаем, что должна быть проведена полная смена руководства УЗ. Компанией должны управлять профессиональные железнодорожники с опытом работы и стратегическим видением. И это видение нужно представить всем, а не только набсовету на закрытом заседании. Это должен быть публичный процесс.
- Но когда УЗ руководители профессиональные железнодорожники, постоянно возникали скандалы с непрозрачными закупками топлива или ремонтом вагонов. То есть на эффективность работы компании не сильно влияло то, что человек железнодорожник…
- Не скажите. Вы можете сравнивать статистические данные. Это же очень просто. С каждым годом ситуация все хуже. Сейчас она достигла катастрофических размеров. Мы видим, что полувагоны передаются в одни руки по заниженным ценам. Мы видим, что предприятия УЗ загружены лишь на 10-20%. Мы видим, что люди массово увольняются из компании.
Нам рассказывают, что сейчас локдаун, поэтому падают объемы грузовых перевозок. Но порты же увеличивают объемы перевалки, нужна перевозки грузов для «Великого будівництва», работают промышленность и сельское хозяйство. Кто перевозит грузы для них? Где деньги за эти перевозки? Показатели ни на йоту не улучшаются, а только ухудшаются.
Мы не видим ни одного направления в УЗ, которое хотя бы сбалансированно работало. Про прибыль уже никто не говорит в последние годы.
- По Вашему мнению, в какой период УЗ эффективно работала? И, соответственно, каких менеджеров надо вернуть в УЗ?
- Я не знаю какой руководитель является лучшим за все годы существования УЗ. Мы расследуем только последние пять лет, поэтому я не могу анализировать всю историю компании. Но могу сказать, что когда Украина стала независимой, железная дорога переживала свои лучшие времена. А чем дальше, тем хуже.
Надо что-то кардинально менять на железной дороге. Не только в кадрах, но и в подходах. Кроме того, должен ужесточиться контроль над работой предприятия, в том числе со стороны правоохранительных органов.
На следующем заседании ТСК мы будем заслушивать информацию от правоохранителей. Мы знаем, что в НАБУ, например, почему-то не возбуждено ни одно уголовного дела по УЗ. О чем тут говорить?!
- Может быть это тоже показатель? Раньше НАБУ постоянно заявляло об уголовных производствах против руководителей УЗ…
- Но мы не можем получить информацию об этом. НАБУ нам ее не дает. Только пишет жалобы на нас, что мы на них давим и хотим получить информацию о том, какие уголовные производства на каком этапе.
- Когда Кабмин сможет рассмотреть обращение комиссии?
- После того как мы сформируем протокол и обращение. Как отправим, Кабмин должен сразу рассмотреть. Думаю, это будет после майских праздников.
- Хорошо, но вы ведь понимаете, что если Кабмин выполнит требвоания ВСК и уволит всех руководителей, компания в очень сложный для нее период окажется обезглавленой?
- Нет, мы не говорим, что набсовет нужно увольнять немедленно. Пусть они доработают свой срок полномочий, который заканчивается через два месяца. Мы лишь настаиваем на том, чтобы правительство уже сейчас начало поиск профессиональных людей в набсовет. Нельзя допустить, чтобы нынешних членов набсовета перевели в статус и.о. Нельзя, чтобы они начали зарабатывать как временщики. Такая ситуация является недопустимой.
Что касается членов правления, то среди них и так половина работает в статусе и.о.
- Почему комиссия не расследует работу предыдущих руководителей УЗ, например, Евгения Кравцова или Войцеха Балчуна?
- Мы расследуем. Но на это нужно время. Поверьте, мы покажем итоги по всем прежним руководителям. Мы пытаемся сотрудничать с правоохранительными органами, выудить у них информацию. Но делятся ею неохотно. Кроме того, ошибаетесь, если думаете, что УЗ нам предоставляет всю информацию.