Бывший глава порта "Южный" Александр Олейник — о причинах своего неожиданного увольнения
В минувшую среду Кабинет министров неожиданно уволил и.о. директора порта "Южный" Александра Олейника. Такое решение стало настоящим сюрпризом для отрасли — министр инфраструктуры Владислав Криклий неоднократно говорил о позитивной динамике развития порта "Южный", росте грузопереработки и финансовых показателей. Александр Олейник рассказал MINTRANS свою версию происходящего.
В чем причина вашего увольнения?
Я до сих пор не могу ее понять. Все показатели на предприятии росли — это видят в министерстве и признают наши конкуренты. Министр инфраструктуры Владислав Криклий был абсолютно доволен моей работой.
Я сам узнал о решении 19 августа — в день моего рождения. Я был в отпуске, вернуться к работе должен был 25 августа. Но вчера пришел приказ Министерства инфраструктуры о моем увольнении с 25 августа.
Вы обсуждали эту ситуацию с профильным министром ?
Я знаю, что министр был против моего увольнения. Но мнение премьера, очевидно, оказалось важнее. Чем оно мотивировано — для меня загадка. Я разговаривал с бизнесом, конкурентами, ассоциациями, все удивлены таким поворотом событий. Допускаю, что кому-то не нравилась прозрачность нашей работы, но по другому работать я не хочу.
Правда, что у вас был конфликт с группой SCM Рината Ахметова?
Нет. Мы работаем с тремя крупнейшими компаниями - Метинвест, Ferrexpo и Металлоинвест. Ни с одной из этих компаний у меня не было конфликта, они могут это подтвердить. Равно как у меня не было конфликта и с нашими конкурентами. У меня со всеми рабочие отношения. Я защищал интересы государственной компании, они меня понимали. Более того, все компании написали письма в мою поддержку.
Расскажите кто и как приглашал вас на должность в порт "Южный".
Я до этого 28 лет работал в порту «Мариуполь». Прошел путь от стивидора до директора. Мне удалось уберечь предприятие от банкротства во время войны, и оно работало настолько эффективно, на сколько это было возможным в условиях блокады.
Год назад меня уговаривал министр Владислав Криклий перейти в «Южный" и сделать из него максимально эффективным порт. Я три месяца отказывался — Мариуполь мой родной город и переход мне дался нелегко. Но в конечном итоге, министр меня уговорил.
Какие гарантии давал вам министр?
В порту "Мариуполь" у меня был контракт, в "Южном" меня назначили исполняющим обязанности. Мне обещали, что я буду на этой должности 3-5 лет, чтобы максимально сконцентрироваться на эффективной работе предприятия.
И каких результатов удалось достичь?
План по грузопереработке на этот год — 13,5 млн.тонн и он уже почти выполнен. За 8 месяцев этого года объем грузопереработки вырос на 4 млн. тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В мае оборот вагонов у нас составлял более тысячи единиц. А до этого нам говорили, что предел — 600 вагонов. Были начаты программы по диверсификации грузовой базы, мы хотели переваливать не только руду и уголь, но и зерно и химикаты. Мы видели насколько порт мощный и понимали как его нужно развивать.
У нас были большие инвестиционные планы, мы хотели обновить устаревшие фонды, в том числе закупит новые вагоноопрокидыватели, крановое хозяйство, погрузочные машины. Кроме того, нужно было строить склад импортных грузов, который позволи бы вывозить грузы независимо от экспортной программы.
Предприятие при этом показывает отличные финансовые результаты — если в прошлом году чистая прибыль составил 20 млн гривен, то в этом мы вышли на 419 млн грн по итогам 7 месяцев. 920 млн гривен — отчисления за 8 месяцев в бюджет. Таких результатов не показывало ни одно государственное предприятие. Объем денег на наших счетах возрос в два раза.
Средняя заработная плата на предприятии сейчас 31 500 гривен, зарплата у докеров - более 50 000 гривен. Люди могли спокойно работать в стране, а не уезжать за границу.
Вы встречались с президентом Владимиром Зеленским, он был доволен вашей работой ?
Да, мы встречались около месяца назад во время его визита в Одессу. Он был доволен работой предприятия и моей работой лично. В разговоре мы также обсудили, что предприятие должно работать в государственной собственности — ни о какой продаже и концессии речь пока не должна идти. У меня была такая же позиция.
Я, конечно, понимал, что рано или поздно государство будет продавать или отдавать порт в концессию. Но я предложил сначала максимально капитализировать предприятие, закупить новое оборудование и усилить эффективность порта, собрать за 5 лет доходы для бюджета страны, а потом уже его реализовать. Тогда цена и условия на рынке будут абсолютно другими. Министр также поддержал пою позицию.
Какие ваши дальнейшие планы?
Фактически 9 месяцев мы с командой работали непрерывно, поэтому сейчас планирую еще пару недель отдохнуть. Потом посмотрим — мне 51 год и на пенсию я пока не собираюсь.