«Инфраструктура не готова к такому сервису» — эксперты о проекте Smart Ticket
2020-08-06, 05:58

«Инфраструктура не готова к такому сервису» — эксперты о проекте Smart Ticket

Нереалистичные сроки и трудности с интеграцией существующих билетных сервисов

Мининфраструктуры разрабатывает единый электронный билет на все виды транспорта и обещает уже осенью запустить сервис для пользователей. MINTRANS поговорил с профильными экспертами о перспективах Smart Ticket в Украине. По их словам, сроки запуска проекта абсолютно нереалистичны, а сам сервис столкнется с серьезными трудностями по интеграции существующих систем продажи билетов на разные виды транспорта.

Сокоординатор инициативы Kyiv Smart City Юрий Назаров

Идея очень своевременная: пассажиру нужен сервис, который помогает найти оптимальный способ как добраться из точки А в точку Б. Такие системы уже работают в Швейцарии, Австрии, Кореи и Сингапуре. Стоять в очередях или комбинировать маршрут, используя несколько сервисов по покупке билетов, как это происходит сейчас, просто неудобно.

Но наша инфраструктура объективно не готова к внедрению такого сервиса. Существующие сейчас сервисы работают по разным техническим стандартам, поэтому разработчикам будет сложно интегрировать эти системы. Поэтому первый шаг — рабочая группа при Мининфраструктуры должна выработать единые стандарты для электронного билета. Должна быть создана единая «шина» для обмена информацией между локальными системами, железной дорогой, авиакомпаниями, маршрутками и так далее. По моим оценкам, для создания системы, которая бы охватила всю транспортную инфраструктуру нашей страны, нужно минимум 5 лет.

Директор филиала ГІВЦ Укрзалізниця Александр Войтко

Smart Ticket — это совершенно другой уровень сервиса для пассажира, когда ты можешь на одном веб-ресурсе купить комбинированный билет сразу на несколько видов транспорта и оплатить их одной банковской транзакцией. Идея проекта родилась еще в декабре 2019 года, но до сих пор не было системного подхода в его реализации. Проект постоянно откладывали, а вместо работающих моделей делали лишь публичные презентации.

Первая задача, которую нужно решить для внедрения проекта — утвердить техническое задание, из которого должно быть понятно как интегрировать существующие системы. Например, в прототипе сайта Smart Ticket нет функции возврата билетов. А на сервисе по продаже железнодорожных билетов он есть, и по нашей статистике, пользователи возвращают каждый десятый электронный билет. Еще один пример — для валидации электронного билета проводник сканирует штрих-код при посадке пассажира в поезд. Проект Smart Ticket тоже использует штрих-код, но совершенно другой, несовместимый с нашим. Это означает что проверить билет Smart Ticket при посадке проводник просто не сможет.

Вторая — создание отдельного канала продаж электронных билетов. Сейчас в УЗ есть система агентских продаж — любая структура, которая хочет на своем сайте продавать железнодорожные билеты, заключает с нами агентский договор и подключается к системе. Так, например, ПриватБанк продает наши билеты через сервис Приват24. Авторы проекта Smart Ticket сразу отказались от нашей агентской схемы и настаивают на создании новой. Для нас это означает, что нужно разработать новый модуль для подключения Smart Ticket к своей системе продаж, обеспечить отдельную фискализацию транзакций, создать новый архив электронных проездных документов, а также утвердить выходную цену билета и порядок взаиморасчетов за проданные через новый сервис билеты. То есть практически разработать и внедрить еще одну систему для продажи электронных билетов через Smart Ticket. Сделать это в месячный срок, о котором заявляют авторы проекта просто невозможно.

Третье — юридические риски, которые вообще не обсуждаются в этом проекте. Как быть, если пассажир купил комбинированный билет на поезд Одесса-Киев и самолет Киев-Вена, а поезд опоздал на 30 минут и пассажир не успел в аэропорт? Чья это зона ответственности? Как избежать претензий пассажиров в этом случае?

Ну и четвертое — вопрос информационной безопасности. Очевидно, что электронный билет содержит персональные данные пассажира, которые должны быть надежно защищены и авторы проекта пока не говорят как это будет реализовано. Например, обязательным атрибутом электронного билета является цифровая подпись. Именно она подтверждает его подлинность. Но на данный момент в проекте Smart Ticket понятие электронной подписи отсутствует.

Дмитрий Беспалов, директор компании А+С Украина

Продукт действительно сложный, ведь технически Smart-билет должен стать надсистемой над всеми существующими сервисами и “общаться” с ними на одном языке. Кроме того, теперь должны быть стандартизированы требования к электронным билетам в разных городах.

Я мечтаю, чтобы наши города не разрабатывали свои системы с нуля, как это было в Киеве, а использовали готовые библиотеки от Министерства инфраструктуры — брали их, адаптировали и быстро разворачивали собственные системы электронного билета.

Вспомните как в 2015 году правительство сказало, что все должны внедрить электронные билеты. Тогда начали появляться QR-коды у ПриватБанка, разные валидаторы, POS-терминалы для оплаты банковскими картами. В стране развился зоопарк из разных технологий, которые никак не работали друг с другом.

Получится ли запустить такую масштабную инициативу? Не знаю, но очень хотелось бы. У нас в стране ведь много хороших инициатив, которые увы подводит внедрение. Этот проект сложный, потому что нет поддержки со стороны потенциальных интеграторов. Условно говоря, Укрзалізниці абсолютно плевать на интеграцию с авиасообщением. Им от этого ни холодно, ни жарко. И большой вопрос: будут ли они стараться внедрить систему, или включат бюрократов.

С автобусными перевозчиками тоже будет непросто. Во-первых, у нас не так много легальных операторов. Договориться с Gunsel и Ecolines можно, но как интегрировать остальных? Во-вторых, для внедрения системы им нужны дополнительные инвестиции. Продавать электронные билеты они еще могут, а вот сканеры для считывания QR-кодов почти никто не использует.

Еще у системы должны быть реальные данные о расписании транспорта. Например, в Германии разница на пересадку между трамваем и автобусом может составлять две минуты: 10.23 на остановку приходит трамвай, а в 10.25 уже отъезжает автобус и все работает как часы. В Украине ни в одном городе это невозможно — из-за пробок общественный транспорт ходит не по расписанию, а у межгородских автобусов часто просто нет точного графика. Из-за этого просчитать точный маршрут сложно и романтическая идея про полную цепочку транспорта не сработает.

В итоге, думаю, что в названные сроки проект точно не реализуют. А если сейчас произойдут кадровые изменения в министерстве — тем более. В теории для разработчиков вполне реально сделать работающий продукт за год, но, скорее всего, будет проблема с интеграцией существующих систем.